Трогательная история любимого детского автора и художника НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ВЛАДИМИРА СУТЕЕВА Сорок лет он ждал, пока его возлюбленная ответит «да». Молодожены прожили вместе десять счастливых лет. Владимир Сутеев был вхож в каждый дом советской семьи с детьми. Его удивительными теплыми рисунками проиллюстрирована добрая половина детской книжной классики середины прошлого века: большинство книг Маршака, Михалкова, Чуковского. Но он не только художник, он еще и автор серии добрых сказок, где героями становились милые утята, цыплята, котята, щенята и прочий детский зоосад: «Гусенок и Цыпленок», «Кто сказал «мяу»?», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка». А еще он рисовал тех самых смешных апельсинов и лимонов на жестяных баночках с лимонными дольками. Прославился как художник и детский писатель, однако, начинал свою карьеру Сутеев все же не с этого, а с мультфильмов. Стоял у истоков советской мультипликации, учился на работах Диснея. Его первые мультфильмы еще довоенные: «Дядя Степа», «Спор между домами». После войны художник вернулся на студию «Союзмультфильм» — уже преподавателем. И, возможно, продолжал бы там работать всю жизнь, если бы не встретил ее — главную женщину своей жизни. Она Татьяна Таранович тоже работала на «Союзмульфильме». За двадцать лет она отрисует более сорока мультфильмов, ставших потом настоящими бриллиантами советской мультипликации — «Серую шейку», «Дюймовочку», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Цветик-семицветик», «Кошкин Дом». «Шейка» получит международную премию в Карловых Варах, а «Кошкин Дом» — в Венеции. Она будет безумно влюблена в свою работу — иногда будет пропадать на студии сутками, придумывая тот или иной сюжет. Дома не будет свободного места, где на специальных пергаментых листочках не лежали бы эскизы к мультфильмам. Это сейчас большую часть мультфильма рисуют на компьютерах — тогда же только карандаш, акварель и тысячи набросков. И надо было придумать, как показать эмоцию персонажа, движение. — Не всегда с первого раза получалось нарисовать, как тот или иной персонаж двигает хвостом, — вспоминает семейную легенду внучка художницы Ирина Блинова-Лухминская. — Бабушка вставала дома перед зеркалом на стул, привязывала к копчику что-то, похожее на хвост и часами вертелась, изображая зверька или птенца, пока не улавливала нужный ритм. А еще сложно было отрисовать тот самый загадочный «юг», куда ласточка уносила Дюймовочку от крота, но где бабушка в то время еще не была. На закрытые показы Диснеевских мультиков на «Союзмультфильме» она будет тайком водить своих внучек. А потом объяснять, почему «Ну, погоди» — откровенная с точки зрения художника небрежная халтура. При этом к успехам и талантам коллег была очень справедлива и умела искренне восторгаться. -Очень хорошо помню, как бабушка однажды сказала: " у нас появился страшно талантливый мальчик». Это был Норштейн. — вспоминает старшая внучка художницы Ирина. Там, на «Союзмультфильме», Татьяну и встретил Сутеев, вернувшись на студию с фронта. Встретил и понял: пропал! Татьяна была удивительной красоты и энергетики. Но она не приняла предложение влюбленного коллеги: к моменту встречи ей было тридцать, она была замужем, подрастала десятилетняя дочь. Сутеев честно пробовал отступить: ушел со студии, не завершив начатый фильм. Даже женился на девушке, безумно любившей его еще со школы. Она к тому времени успела овдоветь, осталась с сыном. Сутеев воспитывал пасынка как родного, внешне все было хорошо. Но забыть Татьяну не мог. Владимир Григорьевич продолжал ходить на «Союзмультфильм» — и по рабочей надобности, но в первую очередь — ради того, чтобы увидеть свою любимую. Он просто вставал у ее рабочего стола, сцеплял за спиной руки в замок, слегка наклонялся к эскизу и наблюдал. Часами. Иногда подсказывал, помогал. Потом подруга Татьяны заметила, что при внешнем спокойствии, волнение Сутеева выдают предательски дрожащие руки. Чтобы унять эту дрожь, Сутеев стал упираться в стену, механически расковыривая штукатурку. За десять лет в стене на уровне того места, что занимал этот «часовой любви», появилась дырка размером с кулак. Расковырял… А еще в какой-то момент он начал писать ей письма. Тайком. «Пишу тебе, как обычно, на почте, на краешке стола» — так начиналась часть писем. Как она, будучи замужем, их получала и хранила — это ее тайна. Но даже сейчас, после многочисленных переездов, в семье огромный чемодан этих писем. Был у тех коротких посланий свой «почерк». Там было мало слов. В основном — рисунки. В легендарной сутеевской технике. Сутеев представлял там себя в виде гусенка, а возлюбленную — в виде цыпленка. И все было понятно без слов: вот утенок выглядывает сквозь прутья клетки и отчаянно кричит цыпленку, находящемуся в соседней клетке — «люблю!». Вроде бы — и рядом, и на виду, а не подойдешь, не обнимешь. Вот утенок бежит к цыпленку с букетом. А вот просто падает, сложив в молитве крылышки, к подножию огромной буквы Т, которая светится лучами. Кстати с этой буквы Т — первой буквы в имени возлюбленной — и начиналось большинство писем. А заканчивалось нежным «и каждый цыпленок, и каждый котенок шепчет тебе о моей любви». Долгий путь к счастью Они не предали и не бросили свои семьи. Тогда это не было принято. Овдовела Татьяна Александровна спустя 26 лет после знакомства с Сутеевым. И еще больше десяти лет прожила одна. — Владимир Григорьевич стал изредка появляться у нас на воскресных обедах в конце семидесятых, — вспоминает внучка Ирина. — У него в то время уже несколько лет очень тяжело болела супруга, была обездвижена. Владимир Григорьевич прошел с ней этот путь до конца. Но скрывать свои чувства к бабушке он тоже не мог. На исходе был тридцать пятый год этого романа в письмах-комиксах…. Гном на свадьбе Через год после того, как Сутеев овдовел, он сделал Татьяне Александровне официальное предложение. Она сказала долгожданное «да». Жениху в тот год исполнилось восемьдесят, невесте — шестьдесят восемь. И была свадьба. Самая настоящая — с цветами, свидетелями и праздничным обедом. Свидетельницей невеста позвала свою внучку Ирину. — Владимир Григорьевич пришел с огромным букетом гладиолусов. Он был невысокого роста и его почти не было видно из-за цветов. — вспоминает внучка. — Он походил на счастливого гнома. Был очень взволнован. Под конец произнес «Таня Таранович — моя! Наконец-то!» Судьба отмерила молодоженам десять счастливых лет. Позднее и долгожданное счастье. Они еще долго называли друг друга на «вы», пока младшая внучка Таня, сопровождавшая пару в поездке в дом отдыха, не придумала шуточное наказание — штраф в пять копеек за каждое «вы». За месяц ребенок накопил приличную сумму. Сутеев был амбидекстером — одинаково хорошо рисовал левой и правой руками. И обеими одновременно. Это его умение приводило в восторг одноклассников младшей внучки Татьяны — художника часто просили выступить в школе с лекцией. Он продолжал рисовать — на салфетках, автобусных билетах. Оставлять трогательные записочки в виде рисунков. Незадолго до смерти перерисовал иллюстрации к книге Чуковского «У меня зазвонил телефон» — на более современные. Но к этому моменту он уже катастрофически терял зрение. Делал наброски, а жена «доводила до ума». Мечтал раскрасить «Чиполлино» — в первом варианте он вышел черно-белым. Не успел. Уже практически ослепнув, дрожащей рукой вывел предсмертный «семейный портрет» — маленький, но сильный цыпленок несет на себе поникшего обессиленного утенка. — Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку « моя девочка» и, даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать, — вспоминает внучка Ирина. Он покинул этот мир весной. Они расстались всего на полгода. Она не смогла жить без него и быстро угасла. Похоронены супруги в одной могиле… Материал Александры Маянцевой